Музыкальные аниме-сериалы занимают особую нишу. В то время как некоторые тайтлы, вроде «Звучи, эуфониум!» или «Синий оркестр», остаются уделом нишевой аудитории, хиты типа «Кэйон!» или «Одинокий рокер!» показывают, что для популярности в жанре необходима щедрая порция мемов, а сама музыка зачастую отходит на второй план. Новое аниме сезона — «Рок — женская скромность» (Girls Band Cry) — предлагает иной подход, находя баланс между мощным роком от диких музыкантш и их забавными стычками между энергичными выступлениями. В чем же заключается его уникальность?
Сюжет следит за жизнью Лилисы Судзуномии, девушки из простой семьи, которая оказывается в элитной женской академии после того, как её мать вышла замуж за представителя высшего общества. Теперь ей приходится вращаться в этом кругу, тщательно скрывая свою страстную любовь к рок-музыке, считающуюся пережитком “криминального прошлого”. Её внутренняя борьба выглядит убедительно, ведь она сама неплохо верит в свою “новую” личность, что делает конфликт не надуманным. Возможно, она так и прожила бы всю жизнь, притворяясь леди, если бы случайно не наткнулась на барабанщицу Отоху Куроганэ в заброшенном корпусе академии.
Отоха не приняла отговорок Лилисы. Вызов от барабанщицы так разозлил “бывшую” гитаристку, что она вышла из себя, схватила пыльную гитару из шкафа и почувствовала к ней прежнюю страсть. После бурной репетиции и обмена нелестными замечаниями, девушки поняли, что обладают невероятной музыкальной совместимостью и теперь их судьбы неразрывно связаны. Что остается делать? Конечно, создать свою группу.
Неудивительно, что с такими яркими и неуправляемыми характерами в группе не могли появиться обычные люди (хотя аниме и здесь умудряется удивить). Поэтому состав пришлось укомплектовывать настоящими чудаками. Тайная жизнь в стенах элитной школы, острые перепалки на репетициях, раскрытие новых музыкальных горизонтов и собственных талантов на выступлениях — вот какой убойный микс ждет тех, кто пришел посмотреть на милых девушек, исполняющих нежные мелодии.
Сюжет аниме держится на трех основных опорах: личных трудностях Лилисы, её учебе в академии и музыкальной деятельности. Стоит отметить, что каждый из этих аспектов проработан весьма убедительно, если не безупречно, содержа множество нюансов, которые выделяют сериал среди других историй про девушек-рокерш. И поскольку есть возможность для сравнения, мы будем обращаться к «Одинокому рокеру!» как к наиболее известному недавнему представителю жанра.
Начнем с главной героини, Лилисы. Она получилась очень жизненной, и ей легко сопереживать. Во многом это связано с её матерью, одержимой желанием видеть дочь настоящей леди. Эта одержимость показана не карикатурно, а дозировано, позволяя зрителю постепенно осознать глубину её положения. При этом сама Лилиса не изображается как вечная страдалица — в ней органично сосуществуют конфликт между двумя мирами и сильное стремление заниматься рок-музыкой. Она постоянно мечется между этими полюсами, пытаясь понять: реально ли объединить жизнь утонченной дамы и свободолюбивой рокерши?
Хотя этот конфликт, возможно, не достигнет шекспировских высот, стоит вспомнить, что тот же «Одинокий рокер!» вообще не позиционирует себя как драма, делая ставку исключительно на комедию. Да, Бокки (Хитори) — хиккикомори, но её проблемы сводятся к забавной неловкости. У Лилисы же есть своя комичность, возникающая из-за попадания в нелепые ситуации в дамской академии, но при этом есть и потенциал для куда более глубокого личностного роста, выходящего за рамки простого преодоления стеснительности.
К слову об элитной академии: она показана неоднородной, что важно для реалистичного развития персонажа. Здесь встречаются как сторонницы традиционных взглядов («женщина — хранительница очага»), так и более современные леди, умело сочетающие элегантность и свободу самовыражения, причем каждая делает это по-своему. Среди такого разнообразия ролевых моделей Лилисе предстоит найти собственную индивидуальность, и всё это усугубляется её сложными отношениями в семье.
Но пока что академия служит в основном источником комичных ситуаций и мемов. Когда бунтарский дух девушек внезапно проявляется на публике, им приходится выкручиваться самыми необычными способами, порой даже вдохновляя одноклассниц. Более того, даже сводная сестра Лилисы проявляет энтузиазм и уважение, узнав о её истинной натуре, что закладывает основу для будущих сюжетных поворотов.
Самый смак аниме, конечно, в музыке. Она здесь заметно тяжелее и сложнее, чем в «Одиноком рокере!». В опенинге звучит трек от известной J-rock группы BAND-MAID, а также используются композиции более олдскульных инструментальных коллективов. Это, кстати, ключевая особенность сериала: группа играет без вокалистки, поэтому акцент сделан не на “вдохновляющие” тексты или “пронзительную” лирику, а на качество и мощь жесткого, почти металлического звучания.
Конечно, это не эталон японского прогрессивного рока, и, честно говоря, концентрация на инструментальных “запилах” не способствует мгновенному запоминанию песен. Соло в моменте может быть впечатляющим, но сама композиция вряд ли надолго задержится в плейлисте. И всё же, очень похвально, что аниме продвигает альтернативный взгляд на музыку.
Например, одна из героинь — ярая фанатка андеграунда. Она мастерски владеет несколькими инструментами и не упускает случая заявить встречному музыканту: «Вы просто продажная попса, играющая ради славы». В «Одиноком рокере!» такой бескомпромиссной андеграундной страсти не наблюдалось. Максимум неординарности там — это психоделические басовые линии Кикури Хирои.
Здесь же каждая участница группы — настоящая рок-бунтарка. Барабанщица Отоха регулярно выдает мощнейшие соло, сочетая их с бластбитами, их безумный дуэт с Лилисой пытается контролировать басистка, а о самой главной героине и говорить нечего: на каждом выступлении она открывает в себе новые грани “эгоистичной” гитарной игры, что явно отсылает к спортивным аниме вроде «Синей тюрьмы» с его знаменитым концептом “эгоиста”.
А что насчет клавишницы? Она, напротив, показана как не самая талантливая участница. Это отличный ход — продемонстрировать, что в творчестве не всё решают врожденные способности или раннее обучение. Некоторым музыкантам приходится компенсировать поздний старт огромным трудолюбием, чтобы держаться на уровне более опытных коллег. К тому же, нужно найти мотивацию, разрешить конфликты с требовательными товарищами по группе и побороть страх сцены.
Все эти моменты отлично переданы через яркие визуальные образы. В «Рок — женская скромность» часто используются короткие, выразительные зарисовки, иллюстрирующие тонкость ощущений в конкретной ситуации. В чем-то это напоминает приемы старого этти, например, в «Поваре-бойце Соме». Чтобы показать, как барабанщица контролирует гитаристку ритмом, её могут изобразить в образе доминантной госпожи, заковывающей Лилису в цепи. Эти образы смешиваются с напряжением выступления и яростными спорами на сцене, создавая эффект, действительно похожий на “музыкальную Синюю тюрьму”.
Атмосфера рока передана великолепно. Когда девушки отдаются музыке на полную, с них буквально летят брызги пота. Безумная улыбка во время соло, размытый силуэт зала, шквальные волны звука, буквально сметающие зрителей, — всё это присутствует, чтобы зритель почувствовал, что на сцене происходит настоящий тяжеляк, а не просто перебирание струн под грустные песни о любви. Сюда даже добавили классические шутки про басистов — это многое говорит!
Каждый успешный музыкальный тайтл находит свою уникальную формулу. «Кэйон!» добавил чаепития с пирожными между репетициями, «Одинокий рокер!» — мемы о хикке-гитаристке. «Рок — женская скромность» успешно сочетает личную драму, юмор и относительно серьезный подход к музыке. Даже с более тяжелым звучанием возникают интересные вопросы: «Как увлечь инструментальной музыкой аудиторию, привыкшую к вокалу?» или «Как играть в группе, если уровень мастерства участников сильно разнится?»
А ведь если сделать музыку еще немного тяжелее, откроется еще больше свежих, неисследованных тем, что в условиях дефицита идей в жанре станет настоящим глотком свежего воздуха. Как мыслит группа Sokoninaru, создавая такие треки, как “Gou Ni Moyu” или “Tenohira de Odoru”? Как формируются и развиваются на улицах группы вроде Suspended 4th или Buxus? Каждый музыкальный коллектив может стать целой вселенной смыслов, если его участники по-настоящему увлечены своим делом, и вполне реально адаптировать эти идеи для массовой аудитории, особенно добавив мемы, которые здесь так и напрашиваются. Будем ждать, что подобные аниме продолжат развиваться в эту сторону, углубляясь в мир музыки.