Способны ли команды из отборочных удивить нас на The International? Изучили, как это было раньше

Все новости

Региональные отборочные на The International 2025 по Dota 2 подходят к своему завершению, и имена большинства участников главного турнира года уже известны. Эти квалификации в целом ярко продемонстрировали значительную разницу в уровне игры между коллективами первого эшелона, которые получили прямые приглашения, и командами второго уровня.

Порой уровень матчей вызывал недоумение. Чего только стоит эпизод с командой eSpoiled, которая сдалась буквально за секунды до победы, когда вражеский трон уже падал. Подобные курьезные моменты встречались во всех регионах, включая даже финальные игры (особенно в Северной, Южной Америке и ЮВА). На фоне такой картины сложно представить, что победители региональных квалификаций (за исключением, пожалуй, Aurora) могут всерьез претендовать на высокие места на самом The International.

Однако история TI показывает, что команды, пробившиеся через квалификации, способны удивлять. В этом материале мы вспомним, каких успехов добивались на The International коллективы, прошедшие региональные отборы.

На самом первом The International в 2011 году никаких отборочных не проводилось, все команды получили прямые приглашения. Система квалификаций появилась начиная с TI2.

На The International 2012 и The International 2013 отборы были разделены всего на два крупных региона: Восток (объединял ЮВА и Китай) и Запад (включал СНГ, Европу и Северную Америку). От каждого региона на турнир проходила одна команда. Еще одна путевка разыгрывалась в стадии Wild Card между коллективами, занявшими вторые места в своих квалификациях.

Перед The International 2014 количество регионов было увеличено до четырех: Восток разделили на Китай и ЮВА, а Запад — на Европу и Северную Америку. Каждый из четырех регионов получал по одному слоту, а пятая путевка доставалась победителю Wild Card среди четырех команд.

На The International 2015 число слотов в квалификациях снова возросло. В тот год через Wild Card в основную стадию прошли сразу два коллектива. Это решение оказалось весьма успешным, поскольку в итоге обе команды из Wild Card (CDEC и MVP Phoenix) показали очень сильную игру в основной части турнира, а китайский коллектив CDEC и вовсе добрался до гранд-финала.

Именно после триумфального выступления CDEC в 2015 году Valve кардинально изменила подход к распределению слотов. Количество прямых инвайтов было сокращено до шести, а все остальные места отдали в квалификации. Каждому региону выделили по два слота, и еще два места разыгрывались в Wild Card. Этот год стал по-настоящему звездным часом для команд из отборов. По итогам The International 2016 в топ-5 не оказалось ни одного коллектива с прямым приглашением.

Результаты TI6 явно показали, что успехи по ходу сезона не являются гарантией высоких достижений на главном турнире года, а значит, пришло время расширить количество мест в региональных отборочных. Valve увеличила число квалификационных путевок до 12 и добавила новые регионы: Южную Америку и СНГ. Тогда же регионы впервые получили неодинаковое количество слотов в отборах. Например, ЮВА получила три слота, Европе досталось два, а новоиспеченному самостоятельному региону СНГ — всего один. Однако повторить успех TI6 командам из квалификаций не удалось, а до гранд-финала дошли коллективы с прямыми инвайтами.

В 2018 году произошел значительный сдвиг в структуре сезона с появлением системы DPC, которая обеспечивала прозрачную систему инвайтов на TI. Число прямых приглашений вновь возросло до восьми. Новый механизм отбора требовал от команд стабильных выступлений в течение всего сезона и значительно сокращал шансы неизвестных коллективов внезапно “выстрелить” прямо перед TI. И хотя формально в топ-3 снова оказались две команды, прошедшие отборы (OG и EG), их попадание туда во многом было связано с заменами в составе ближе к концу сезона, вынудившими их играть квалификации. Если исключить эти специфические случаи (OG и EG, которые по уровню были тир-1), то начиная с 2018 года разрыв между приглашенными и прошедшими отборы командами снова стал более ощутимым.

Система DPC продолжила действовать и развиваться. На TI9 большинство участников (12 команд) получили прямые приглашения. Оставшиеся шесть мест были распределены через региональные квалификации (по одному слоту на регион).

После годового перерыва The International вернулся в 2021 году с неизменной системой. В тот год мы стали свидетелями уже третьей в истории победы команды, прошедшей через квалификации (Team Spirit). Однако это не сильно повлияло на общий тренд. Региональные отборочные постепенно превратились в “бойню” преимущественно для тир-2 команд. Почти все верхние строчки турнирной таблицы, за исключением первой, заняли коллективы, получившие прямые приглашения.

В 2022 году Valve увеличила количество участников TI до 20, а два дополнительных места были отданы в возрожденный формат Wild Card, названный Last Chance. По сути, это был полноценный турнир для 12 коллективов перед основным ивентом. Вероятно, именно успехи команд из Last Chance несколько исказили представление об общем уровне квалифаеров в тот год. Да, победители Last Chance (Team Secret и Team Liquid) добрались до топ-3 основного турнира. Но при этом ни одна другая команда из обычных региональных отборов не смогла пробиться даже в топ-8. Это говорит о том, что участники Last Chance получили значительное преимущество, проведя дополнительный разогревочный турнир и лучше почувствовав мету. Разрыв между остальными квалифаерами и приглашенными командами был очень заметен.

Неслучайно в следующем, 2023 году, Valve отказалась от формата Last Chance, несмотря на то что он понравился зрителям. Организаторы отдали два освободившихся слота обычным региональным квалификациям. Впервые в истории Южная Америка (наряду с Европой) стала лидером по количеству квот: если у Китая, СНГ и ЮВА было по одному слоту, то у ЮА — сразу два. Тем не менее, большинство участников квалификаций снова покинули турнир одними из первых. Действительно смогли удивить тогда всего три команды: VP, Azure Ray и nouns.

Как известно, в прошлом, 2023 году, Valve отказалась от системы DPC и вернулась к формату, близкому к 2016 году: шесть прямых приглашений и десять мест через региональные отборы. Однако “фурора” уровня The International 2016 не произошло. Пять из шести приглашенных команд уверенно заняли высокие места (неудача постигла только Spirit). Коллективы из квалификаций, за исключением двух представителей Европы (которая тогда была самым конкурентным регионом), в большинстве своем оказались значительно ниже по уровню игры.

Историю выступлений команд из отборочных на TI можно условно разделить на три этапа:

1. Ранние годы и первые успехи (TI2-TI5)

В этот период квалификаций было мало, формат менялся, но уже появлялись первые “темные лошадки” из отборов, способные достигать высоких стадий турнира, как, например, CDEC в 2015 году.

2. Пик квалифаеров (TI6)

Год, когда формат распределения слотов максимально благоприятствовал командам из отборов, и они полностью доминировали в верхней части турнирной сетки, вытеснив приглашенные коллективы из топ-5.

3. Эра DPC и возвращение доминирования инвайтов (TI7 – наши дни)

Несмотря на временные успехи отдельных команд из квалификаций (Spirit, участники Last Chance), в целом приглашенные коллективы показывают более стабильно высокие результаты и занимают большинство мест в топе, а квалификации становятся предсказуемой борьбой между командами второго эшелона.

Как вы думаете, чего смогут достичь команды из отборочных в этом году на The International 2025? Каким будет лучший результат коллектива, прошедшего квалификацию?

Давид Светлов

Давид Светлов, обозреватель из Волгограда, завоевал репутацию эксперта по анализу командных видов спорта. Его профессиональный путь начался с освещения локальных футбольных турниров, но быстро расширился до всех популярных видов спорта России.

Новости спорта