Профессиональный сезон Dota 2 2024/2025 постепенно приближается к своему завершению. Впереди нас ждут два главных турнира года — The International и Riyadh Masters, а также несколько менее значимых ивентов. В связи с этим, сейчас самое подходящее время для обсуждения оптимального формата следующего соревновательного цикла.
На данный момент очевидно, что текущая организация профессионального сезона оказалась не самой удачной. Главными выгодоприобретателями являются лишь несколько десятков игроков высшего уровня, которые получают основные призовые с бесконечных турниров, и букмекерские компании, получающие обширное рекламное время на трансляциях. Зрители же и вся сцена в целом оказываются в проигрыше.
Система DPC в своё время также подвергалась критике, однако у неё были неоспоримые преимущества:
Основная задача сейчас — побороть ощущение монотонности, которое сопровождает соревновательный сезон. В текущих условиях победа на очередном турнире перестает восприниматься как значимое достижение, ведь уже через короткое время стартует новый, аналогичный ивент. Формат DPC, в свою очередь, включал мейджоры с живой аудиторией на аренах. Хоть их статус и был ниже, чем у мейджоров 2016 года, их значимость ощущалась намного выше, чем у современных турниров уровня PGL Wallachia или BLAST.
Помимо этого, DPC держала команды в тонусе, не допуская при этом перегрузки игроков. С одной стороны, нельзя было полностью игнорировать этапы DPC, поскольку в сильном регионе всегда был риск неожиданно вылететь во второй дивизион и испортить весь сезон. С другой стороны, матчей было меньше, что давало командам время на что-то помимо официальных игр и перелётов. Как следствие, у коллективов появлялись уникальные стратегии и вырисовывался свой стиль игры. Этот аспект особенно контрастирует с текущим сезоном, где большинство команд придерживаются единой меты, и лишь отдельные игроки пытаются привнести что-то новое.
Хотя формат DPC был более растянут и ограничивал количество сторонних турниров в расписании (хотя они всё равно присутствовали в меньшем объеме), он дозировал показ соревновательной Dota 2, причём именно игры высшего уровня. И это было необходимо. Мы утратили атмосферу “больших вывесок” и принципиальных противостояний. Какой может быть настоящий ажиотаж вокруг матча Tundra — Liquid или Spirit — PARIVISION, если эти команды встречаются уже третий раз за две недели?
На мой взгляд, одной из проблем DPC были вторые дивизионы. Если в СНГ они ещё вызывали некоторый интерес благодаря наличию известных игроков и команд, то в других регионах картина была весьма печальной и порой имела сомнительную репутацию. По сути, вторые дивизионы превратились в программу поддержки, малоинтересную для обычного зрителя. Поэтому от вторых дивизионов можно отказаться. Для команд тир-2.5 уровня по сравнению с текущим сезоном практически ничего не изменится — у них останутся такие турниры, как EPL и другие небольшие онлайн-ивенты. Возлагать на Valve обязанность системно поддерживать жизнь тир-2/3 сцены и просто раздавать деньги и эфирное время за сам факт их существования — это не вполне обоснованно.
Что же будет, если отказаться от вторых дивизионов?
Стоит отметить, что средние просмотры самих матчей DPC, вероятно, будут ниже, чем у турниров вроде нынешней DreamLeague. Например, среднее количество зрителей DreamLeague, по данным Esports Charts, составляет 120 тысяч, что примерно на 40 тысяч больше, чем в среднем собирал первый дивизион Европы в 2023 году. Но здесь есть важный нюанс: после этапа DPC всегда следовал мейджор. И даже такой проблемный турнир, как The Lima Major, где было много пауз и технических сбоев, демонстрировал значительный скачок среднего онлайна — до 262 тысяч зрителей. Для сравнения, текущий сезон DreamLeague не достигал этой отметки даже на пике.
Повторюсь, возможно, формат DPC не так выгоден всем участникам профессиональной сцены. Но не пора ли поставить во главу угла интересы зрителей — конечных потребителей контента?