Обзор фильма “Белоснежка”: Провал Disney или политическая травля?

Все новости

Новая “Белоснежка” от Disney была разгромлена критиками и зрителями, получив всего 1,6 балла из 10 на IMDb, что стало худшим результатом в истории студии. Но так ли плох фильм на самом деле? Или причина кроется в политизированности, связанной с цветом кожи актрисы Рэйчел Зеглер и ее спорными высказываниями? Давайте разберемся.

Игровые ремейки Disney давно превратились в конвейер по выкачиванию денег из ностальгии. Студия раз за разом повторяет этот трюк, вызывая недовольство критиков и зрителей, но, похоже, не собирается учиться на своих ошибках. Сможет ли “Белоснежка” стать исключением и разорвать этот порочный круг?

Было бы символично, если бы именно “Белоснежка” положила конец этой тенденции, ведь она – особенная принцесса для Disney. “Белоснежка и семь гномов” – это не просто мультфильм, это первая полнометражная анимационная лента самого Уолта Диснея. Возможно, без нее студия так и осталась бы в рамках короткометражек и телевидения.

Именно поэтому ремейк “Белоснежки” вызвал такую бурную реакцию, гораздо более сильную, чем предыдущие лайв-экшен адаптации, хотя, казалось бы, куда уж больше? Многие любят “Мулан”, “Аладдина” и “Русалочку”, но “Белоснежка и семь гномов” – это не просто любимый мультфильм, это важная веха в истории анимации.

Создатели фильма не имели права на ошибку и прекрасно это понимали. Пытаясь угодить всем и сразу, они пошли по всем направлениям одновременно и, как следствие, не достигли ничего стоящего. Фильм мечется между желанием быть верным устаревшей классике и стать прогрессивным, феминистическим высказыванием, жертвуя при этом сутью оригинала. В итоге ремейк не удался ни в том, ни в другом, и был раскритикован практически всеми.

Сюжет оригинального мультфильма и сказки известен каждому: злая королева завидует красоте Белоснежки и хочет ее убить. Белоснежка находит убежище в лесу у гномов. Ведьма все же находит ее и отравляет яблоком, но сама погибает от рук гномов. Принц целует Белоснежку, она оживает, и все живут долго и счастливо.

В ремейке сюжет в целом похож, но изменения есть, и каждое из них достаточно незначительно, чтобы разозлить консерваторов, и недостаточно радикально, чтобы удовлетворить прогрессивную аудиторию.

Главное изменение, в общем-то, не ново: Белоснежку, традиционно пассивную девушку, превращают в разбойницу, воительницу или кого-то в этом роде. Это вполне ожидаемый ход.

Оригинальная Белоснежка была воплощением идеальной женщины и ролевой модели для девочек 1930-х годов: красивая, хозяйственная, покорная, ждущая принца и ничего не предпринимающая самостоятельно. Идеал для своей эпохи. К моменту создания мультфильма американские женщины получили избирательное право всего десять лет назад.

Вполне логично, что современные авторы пытаются сделать героиню более активной. И это замечательно, сильные женские персонажи нужны. Хочется, чтобы для будущих поколений девочек примером была принцесса, добивающаяся своего счастья самостоятельно, а не пассивно ожидающая его.

Disney умеет создавать таких персонажей: смекалистых, упорных и смелых. Но почему-то в игровых ремейках они избегают таких героинь. Поэтому новая Белоснежка превратилась из образцовой домохозяйки в избалованную и недалекую мажорку, которой все должны просто по факту рождения.

Авторы так увлеклись избавлением от устаревших стереотипов, что забыли наделить героиню чем-то взамен. В оригинале Белоснежка, попав в дом гномов, начинает убираться и готовить им еду, как образцовая хозяйка. Позже она заставляет их мыться и печет пироги.

В ремейке Белоснежка также попадает в дом, но сразу ложится спать. Она не готовит гномам и заставляет их самих убирать беспорядок.

Авторы решили показать ее смелость. В оригинале, оказавшись в лесу, Белоснежка в ужасе, ей мерещатся кошмары. В ремейке она храбро смотрит в лицо опасности, но кошмары почему-то все равно появляются. Смысл сцены теряется.

Понятно, Белоснежка не должна быть посудомойкой. Нам пытаются донести мысль, что она – законная наследница престола, которая должна свергнуть злую королеву и править. Но она никак не демонстрирует, что заслуживает власти. Ее “программа” по улучшению жизни народа – угостить всех пирогами. Даже злая королева в шоке от такой отсылки к Марии-Антуанетте и справедливо замечает, что народу сейчас не до сладостей.

Новая Белоснежка не делает ничего, чтобы заслужить трон. В начале фильма говорят, что о ней все забыли. Она не сражается с врагами – они сами переходят на ее сторону. Она не помогает простым людям – они сами идут за ней. Даже злую королеву она не побеждает – та сама себя уничтожает.

Для сказки о любви с первого взгляда это нормально. Но авторы пытались показать принцессу-лидера, поднимающую революцию против тирании. В итоге получился вялый дворцовый переворот, где одного диктатора сменил другой, только еще более незаметный.

История, известная песней “Someday My Prince Will Come”, осталась без принца. Саму песню тоже вырезали. Вместо нее теперь “Waiting on a Wish”. Песня неплохая, и Рэйчел Зеглер поет хорошо, несмотря на многочисленные вопросы к ней (не всегда связанные с фильмом). В отличие от Галь Гадот, к которой тоже есть претензии. Но это, конечно, на мой непритязательный слух.

К актерской игре претензий нет – с таким сценарием особо не развернешься. Хотя кривляния Гадот во время ее песни были комичны, возможно, случайно. Это самая смешная часть фильма, после которой воспринимать ее как зловещую королеву уже не получается. Зеглер же весь фильм провела на фоне зеленых экранов и манекенов, так что судить сложно.

Место принца занял бродячий актер и бандит Джонатан. Почему не принц? Чтобы подчеркнуть тему революции, ведь он не просто бандит, а верный солдат короля, отца Белоснежки.

Из плюсов – у Джонатана больше экранного времени, чем у принца. Тот появился в начале, немного поухаживал, а потом поцеловал “труп” в конце. Отношения Джонатана и Белоснежки развиваются чуть плавнее, но все равно быстро. От “увиделись – поженились” перешли к “увиделись – пару раз поговорили – поженились”. О проработанной любовной линии говорить не приходится.

Что сказать о Джонатане? Он просто симпатичный, обаятельный “плохиш”. Авторы отказались от стереотипов 1930-х, заменив их стереотипами 1950-х.

Зачем ввели персонажа Простачка, который внезапно заговорил? Непонятно. Возможно, чтобы показать, какая Белоснежка добрая королева. В оригинале он был немым. Интересно, как это воспримут SJW-активисты? Обесценили инвалидность? Упал ли рейтинг инклюзивности?

Кто вообще смотрел “Белоснежку и семь гномов” и думал: “Хочу сюжетную арку для Простачка”? Я бы понял, если бы он закрутил роман с Белоснежкой – между ними больше химии, чем с Джонатаном. Такой фильм я бы посмотрел. Хотя, если честно, я уже смотрел такой фильм, но о нем нельзя писать на этом сайте.

Вот такое нововведение – просто чтобы было.

И о гномах. Их компьютерные модели выглядят ужасно. В статике еще ничего, но в динамике – кошмар. Не хочется думать, почему их решили сделать на компьютере, а не привлечь актеров с карликовостью. Но, вероятно, в любом случае кто-то бы обиделся. В фильме, кстати, есть один настоящий карлик, возможно, для успокоения общественности.

И не только гномы страшные. Декорации не выглядят на 270 миллионов долларов. Нет ощущения сказочного мира, а ведь это был единственный плюс игровых ремейков – красивая и правдоподобная картинка. Здесь же постоянно ловишь себя на мысли, что смотришь детский утренник через нейросетевой фильтр.

В мою юность (давно хотел так сказать) вышло сразу два фильма про Белоснежку. Оба переосмыслили сказку, пытались сделать героиню сильной, окупились, но не стали знаковыми. Но главное – оба фильма четко понимали, чем они являются. “Белоснежка: Месть гномов” была комедией, а “Белоснежка и охотник” – мрачным фэнтези.

Новая “Белоснежка” от Disney этим похвастаться не может. Она цепляется за образы оригинала, высасывая ностальгию, но не из любви, а ради прибыли. Чтобы зрители увидели знакомое платье, услышали мелодию и заплатили деньги.

По той же причине ремейк пытается казаться прогрессивным и феминистичным. Создателям плевать на феминисток, они лишь поверхностно прошлись по “проблемным местам” оригинала, чтобы избежать бойкота в соцсетях.

В итоге фильм не нравится ни консерваторам, ни прогрессистам. “Белоснежка” бессмысленно портит оригинал, не предлагая ничего взамен. Так ли он плох, как фильмы с рейтингом 1,6/10? Технически нет. Большая часть ненависти не связана с качеством фильма. Но заслуживает ли он такой низкой оценки? Пожалуй, да.

P.S. Рэйчел Зеглер – наполовину колумбийка, наполовину полька. Да, ее кожа не “белая как снег”. Но поверьте, даже если бы она сияла белизной, фильм лучше бы не стал.

Давид Светлов

Давид Светлов, обозреватель из Волгограда, завоевал репутацию эксперта по анализу командных видов спорта. Его профессиональный путь начался с освещения локальных футбольных турниров, но быстро расширился до всех популярных видов спорта России.

Новости спорта