В ночь на 23 июня завершился BLAST.tv Austin Major 2025 по CS2. Итог был предсказуем: победа досталась фавориту, Team Vitality. Однако фанаты CS2 вряд ли разочарованы, ведь они снова увидели первоклассный чемпионат. Мейджоры по CS2 раз за разом демонстрируют: для создания впечатляющего шоу и запоминающегося события не требуются огромные призовые фонды, Battle Pass или даже личное присутствие Гейба Ньюэлла. Что же делает эти турниры особенными и почему этого недостает Dota 2 – рассмотрим далее.
Визуально BLAST.tv Austin Major по CS2 производит впечатление события высшего уровня, резко контрастируя с большинством современных турниров по Dota 2. Качество изображения, выбор ракурсов, звук, соблюдение графика – всё выполнено на высоком уровне. Технических пауз почти нет, расписание соблюдается. Возникает ощущение цельности и продуманности.
В течение дня зритель получает разнообразный контент: интервью с игроками до, после и даже во время матчей, заранее подготовленные видеоматериалы, аналитику на фоне живой аудитории, кадры с фанатами и прибывающими командами, показ эмоций участников и зрителей с разных точек. Это делает трансляцию похожей на показ крупного спортивного события.
BLAST.tv Austin Major 2025 демонстрировал отличное умение балансировать между различными видами контента. Зритель не успевал устать от студии аналитики, поскольку внимание быстро переключалось на исторические моменты CS, подводки к матчам, интервью после игр, обзоры прошедших встреч с анализом стратегий. Когда хотелось живых эмоций, камера возвращалась в студию, где шло активное обсуждение. Постоянное переключение между форматами с минимальными паузами создает идеальное шоу.
Хочешь мемы? Лови мемы
Аналитика по антифлеш-позициям на «банане» нужна? Бери!
Хочешь поностальгировать? Давай!
Главная проблема большинства турниров по Dota 2 — чрезмерно длинные игровые дни, которые почти ничем не заполнены. Можно говорить о разнице в качестве аналитики между англоязычными комментаторами CS и русскоязычными студиями Dota 2. Возможно, это играет роль. Но причина не только в этом. В Dota 2 аналитическая студия слишком часто находится в эфире, даже когда у ее участников нет содержательных мыслей. В попытке скрасить монотонность и нехватку тем, обсуждение порой превращается в натянутый, абсурдный фарс. В итоге пропадает ощущение просмотра топового события по Dota 2, и зрители переключаются на комьюнити-касты, где хоть и царит подобный хаос, но он выглядит более искренним и забавным. Однако, это скорее недоработка организаторов, составляющих эфирную сетку, а не вина самих аналитиков. Им просто не удается наполнить эфир так же разнообразно и плотно, как на турнирах по CS.
Споры о различиях между игроками в Dota 2 и CS кажутся вечными. Часто обсуждаются такие поверхностные вещи, как более атлетичный вид каэсеров, наличие у них семей, лучшие социальные навыки и умение давать интервью… Но это не главное. Игроки в CS, кажется, сильнее привязаны к своей соревновательной дисциплине. Речь идет именно о дисциплине, а не только об игре как таковой.
Именно этим объясняются частые слезы у проигравших (а порой и у победителей) на турнирах по CS, что привычно для классического спорта. Конечно, дотеры тоже огорчаются, но уровень этой эмоциональной вовлеченности у киберспортсменов (включая игроков в CS) зачастую несравнимо выше. Это критически важно не только для самих игроков, но и для аудитории. Видя, что участники искренне переживают, зритель глубже проникается происходящим.
Поэтому, пока в Dota 2 мы видим такие высказывания…
Мне вообще плевать, буду я на `Инте` играть или нет, в моей жизни ничего не поменяется. Абсолютно.
Целью было выиграть `Инт`, потому что там огромный призовой. Не было цели выиграть `Инт`, потому что это `Инт`. Да, приятно играть на нем, круто, но по факту это обычный турнир.
…а в CS — вот такое отношение…
В продолжение этой мысли, стоит вспомнить Дана `apEX` Мадесклера. Он воплощает собой дух CS как более жесткой, эмоциональной и искренней дисциплины. В то время как многие игроки в Dota 2 пребывают в мире постиронии и иронии, капитан Vitality может выйти на финальный матч и демонстративно показать средний палец американским болельщикам, выражая свое отношение. Когда финал начинается с такого момента, приглашать поп-звезд для церемонии открытия становится бессмысленно — эффект уже достигнут.
В этом контексте вспоминается The International 2019, когда часть зрителей (тех, что перед экранами) возмущалась односторонней поддержкой китайской команды со стороны местных фанатов, и даже шли серьезные обсуждения о том, этично ли это. CS, где болельщики могут открыто освистывать приезжих игроков, а игрок отвечает на это жестом, кажется находящейся в более реальном, земном мире.
Турниры по CS умеют чтить своих легенд и даже помогают создавать новых. Многим запомнился момент с мейджора в Катовице 2019 года, когда трофей на сцену вынес pashaBiceps, который пятью годами ранее сам поднимал его здесь. Этот эпизод – пример `абсолютного кино`, стопроцентный спортивный катарсис.
А фотография, где польский игрок уходит со сцены, в последний раз оглядываясь на кубок, рассказывает целую историю.
Похожий момент произошел и на BLAST.tv Austin Major 2025, когда со сцены объявил о завершении карьеры Питер `dupreeh` Расмуссен, который работал в студии аналитики на протяжении всего чемпионата. Проводы легенды CS и рекордсмена по числу участий в мейджорах всем сообществом прямо на сцене перед финалом — это действительно красиво.
Подобные истории создают чувство преемственности, подчеркивают важность момента и укрепляют любовь сообщества к игре. На BLAST.tv Austin Major 2025 неслучайно уделялось много внимания истории CS в регионе: победам, трудностям, знаменитым игрокам Северной Америки. Именно благодаря вниманию к людям, местам и прошлому, турниры по CS обретают свои `корни` — легендарные команды, игроков, даже знаменитые арены. Всего этого в Dota 2 за последние годы стало либо очень мало, либо вовсе нет.
Проблема Dota 2 не в отсутствии своих легенд уровня dupreeh, а в том, что турнирные организаторы почти не акцентируют внимание на личностях, не показывают их истории и не умеют красиво представить. Раньше Valve выпускала отличные документальные фильмы вроде True Sight или `Архивы The International`, но эти инициативы со временем сошли на нет. Сейчас организаторы турниров по Dota 2 не создают легенды, а скорее просто наращивают количество матчей в групповых этапах.
На самом деле, нет нужды подробно перечислять все преимущества мейджоров по CS перед любыми турнирами по Dota 2. Достаточно просто открыть трансляцию и провести там один день, чтобы увидеть разницу своими глазами. Эти две дисциплины сейчас находятся на кардинально разных уровнях организации шоу. При этом сообщество Dota 2 почему-то продолжает цепляться за устаревшие символы вроде колоссального призового TI или мемов про Гейба. А ведь совсем рядом, буквально на соседней вкладке Twitch, можно увидеть пример того, как должен выглядеть и проходить киберспортивный турнир высшего эшелона — с призовым фондом `всего` в $1.25 млн и энергичным ведущим в ковбойской шляпе вместо абстрактного символа.