Сюжетное пространство аниме не бесконечно — каждая история должна умело представить своих героев так, чтобы каждый выполнил свою функцию. Однако иногда бывает перекос: одни персонажи получаются значительно ярче и успешнее других. В то время как остальные герои просто выполняют необходимые задачи, истинной звездой тайтла становится лишь один. Порой это происходит потому, что всё аниме строится вокруг центральной фигуры, но случается и так, что второстепенные герои незаметно перетягивают на себя всё внимание, обходя главных персонажей по جذابیت и харизме. Давайте вспомним таких героев.
Зеро Ту (Darling in the Franxx)
Независимо от вашего отношения к этой героине с розовыми волосами, невозможно отрицать её колоссальное влияние на сериал. Оставьте главного героя Хиро одного или добавьте его потенциальную возлюбленную Итиго — эта пара и близко не создаст той энергии и притягательности, которой обладает Зеро Ту. Если в «Евангелионе», с которым часто сравнивают «Франкс», есть несколько персонажей с интересными арками (Синдзи, его окружение, даже самоуверенный Кадзи), то здесь почти все остальные герои кажутся безликими.
Конечно, у каждого персонажа есть свой конфликт, но он нужен не для раскрытия их личности, а скорее для демонстрации мира и развития отношений главного дуэта. Драматическая история Зеро Ту требует её конфликта с окружающим миром, чтобы работать как надо. И когда все остальные персонажи созданы лишь для того, чтобы подсвечивать её, неудивительно, что она сияет ярче всех.
Судьба (Такт. Опус Судьба)
Промо-аниме часто сталкиваются с трудностями. Их рекламный характер ограничивает глубину и завершенность сюжета, что негативно сказывается на многих аспектах. В таких условиях лишь немногие сценаристы умеют создавать нечто яркое и запоминающееся, способное удивить зрителя, даже если многое останется непонятным. В идеале такое аниме должно вызвать желание узнать больше о представленной вселенной.
У «Такт. Опус Судьба» были все шансы на успех: известная студия, оригинальная концепция и эпичные персонажи. Но малая продолжительность отчасти помешала этому. Всем, кроме главной героини — Судьбы. На её сюжетной линии сфокусировано всё аниме. Главный герой Такт, подобно Хиро из «Франкса», по сути, лишь поддержка для неё. Хоть по сюжету она и его напарница, он постоянно попадает в передряги, тем самым позволяя Судьбе продемонстрировать весь свой потенциал. Это работает, жаль, что недолго.
Киётака Аянокодзи (Добро пожаловать в класс превосходства)
«Добро пожаловать в класс превосходства» — еще один пример шоу одного актера, но весьма необычного. Этот герой избегает внимания и проводит все свои манипуляции за кулисами, чем покоряет аудиторию, любящую многоходовые интриги. В наше время главные герои часто либо непобедимые рыцари, либо пафосные подражатели Лелуша из «Кода Гиас» или Лайта Ягами из «Тетради смерти».
Из-за этого возникает другая проблема аниме: большинство второстепенных персонажей кажутся безвольными, будто созданы для того, чтобы ими управляли. В этом есть доля реализма, но Аянокодзи редко встречает достойное сопротивление, поэтому ему некому разделить свое доминирование. Ему приходится оставаться замаскированной, но при этом ярко выделяющейся фигурой.
Гленн Рейдарс (Хроники Акаши)
Этот молодой человек будто попал не в свое аниме — встретить адекватного протагониста в таком клишированном произведении стало приятной неожиданностью для зрителей. Кажется, будто за его создание отвечал совсем другой человек, настолько чужеродным он кажется в контексте сюжета. Дело не только в исключительности самого героя, но и в окружении, в котором он оказывается.
«Хроники Акаши» — это фэнтези, которое выглядит как что-то устаревшее из 2017 года, но при этом легко вписывается в ряды однотипных исекаев даже сейчас. Сюжет строится вокруг молодого преподавателя Гленна, приходящего в местную магическую школу. Ему предстоит познакомиться со своими ученицами, которые, похоже, закончили курсы по шаблонному отыгрышу. Местная кошкодевочка будет неистово играть роль кошкодевочки, милая-стесняша — аналогично. Каждый второстепенный герой будет ходячим картоном с сюжетной надписью, и только Глен останется многогранной личностью. У него есть слабости, но он компенсирует их находчивостью, совершает неожиданные поступки, сбалансирован во всех аспектах — он действительно воплощает тип фэнтези-протагониста, которых хотелось бы видеть на экранах чаще вместо перекачанных исекайных имб.
Сэйя Рюгуин (Осторожный герой)
У персонажей аниме разные задачи. Некоторым достаточно просто не раздражать зрителя, пока основную работу выполняют другие. Другим же нужно воплотить концепцию сериала, пройти путь развития и отыграть свою роль на отлично. Если персонажей первой категории тысячи, то второй — единицы, и Сэйя Рюгуин принадлежит именно к ним. Герою достался сложный архетип осторожного героя, который нужно было раскрыть с разных сторон, чтобы он не выглядел скучным. Чуть переборщишь с комедией — всё пропадет. Попытаешься добавить излишней драмы — задушишься. Здесь удалось соблюсти баланс во всем.
Во многом этому способствует окружение. Боги местного Олимпа достаточно карикатурны, чтобы генерировать забавные ситуации, а злодеи достаточно грозные, чтобы в битвах постоянно приходилось проявлять фэнтезийную изобретательность. Замени Сэйю с его манерами, нескончаемыми подколами и безграничной паранойей другим персонажем, и вся формула рассыплется. Вот оно — мастерство использования персонажей.
Аскеладд (Сага о Винланде)
Аскеладд из «Саги о Винланде» — не просто лидер наемников, отличный боец и потомок Артория, но и первоклассный вор внимания. Он настолько ловко украл роль протагониста у Торфинна во второй половине первого сезона, что к финалу зритель уже забывает о надоедливых криках последнего. В памяти остается лишь тяжелая и незавидная судьба настоящего короля Англии.
Первый сезон «Саги о Винланде» — пример удивительной сюжетной структуры, где все события служат для раскрытия одного персонажа, который формально участвует в происходящем, но до самого конца скрывает свое истинное лицо. Никакие визжащие Торфинны, переменчивые Кнуды или воинственные Торкели не способны воплотить настолько сложный нарратив и сюжетную роль, какой обладает Люций Арторий Кастус.
Курису Макисэ (Врата Штейна)
«Врата Штейна» тоже в некотором роде уникальное аниме, поскольку таких специфичных и эксцентричных второстепенных персонажей трудно вспомнить. Основная идея тайтла воплощается через дуэт протагонистов — Окабэ Ринтаро и Курису Макисэ. Однако их отношения неравноправны, так как вся мотивация Окабэ напрямую зависит от взаимодействия с Курису.
Эта героиня сама по себе весьма нетипична, ведь высокомерных гениальных молодых ученых в аниме не так уж много. Но при этом Макисэ не сводится к архетипам — она одинаково легко может быть милой-стесняшей, проявить цундере-качества и даже выдать убойную шутку. Именно поэтому она регулярно попадает в топы лучших женских персонажей всех времен, а про «Врата Штейна» часто говорят: «А, это то аниме, где с Курису случилось…»
Ехидна (Re:Zero)
«Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире» удивителен тем, как неохотно он принимает героев, выделяющихся из серой массы типичного фэнтези. Сначала досталось Рэм — скромная горничная внезапно затмила в фандоме главную героиню Эмилию, оказавшись не только образцовой поддержкой для протагониста Субару, но и драматичным, куда более цельным персонажем. Результат не заставил себя ждать — сценаристы “вывели” Рэм из строя, перераспределив её функции между другими. Казалось бы, всё потеряно, но тут появляется Ехидна.
Эта дама находится на совершенно ином уровне, привнося в сказочно-яркое повествование Re:Zero, простите, серую мораль, поднимая потенциальную философию на новый уровень. К счастью (или несчастью?), три ведра черно-белой краски быстро нашлись — ими тут же всех покрасили в нужные цвета, утопив Ехидну в картонном злодействе. И пусть многие запомнят её за странный фансервис, но где бы был второй сезон без Ехидны — догадаться несложно.